2020 год– 75 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне!
9 декабря в России отмечают День Героев Отечества. Эта памятная дата была установлена Государственной Думой Российской Федерации 26 января 2007 года. В пояснительной записке к документу говорилось следующее: «…мы не только отдаем дань памяти героическим предкам, но и чествуем ныне живущих Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы».
28 февраля 2007 года её утвердил Президент Российской Федерации В.В.Путин (Федеральный Закон №22 от 28.02.2007 года «О внесении изменений в Федеральный Закон «О днях воинской славы и памятных датах России».
26 апреля 2019 года Президент России Владимир Путин удостоил звания «Героя Труда Российской Федерации» актера Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Ланового Василия Семеновича за особые трудовые заслуги перед государством и народом.
Василий Семенович Лановой является Попечителем Ивановского благотворительного областного фонда «Забота».
Родился 16 января 1934 года в Москве в семье Семёна Петровича (1907-1979) и Агафьи Ивановны (1910-1986) Лановых. Родители были крестьянами из села Стримба ныне Кодымского района Одесской области (Украина). В 1947 году начал заниматься в театральной студии при Дворце культуры автомобильного завода имени И.В.Сталина (ныне – ПАО «Завод имени И.А.Лихачёва»), где получил первые уроки сценического мастерства.
В 1951 году участвовал во Всесоюзном конкурсе самодеятельных артистов. Окончил среднюю школу с золотой медалью. В 1953 году поступил на факультет журналистики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, но проучился там всего полгода. Затем поступил в Театральное училище имени Б.В.Щукина (ныне – Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова).
Мужественная внешность, яркий темперамент, волевые качества – все эти сценические свойства отличали актёра ещё в самом начале творческого пути. Впервые зритель увидел В.С.Ланового, когда ему было неполных восемнадцать лет, в фильме «Аттестат зрелости» (1954) – его Валентин Листовский сразу привлёк внимание, а следующая работа в кино – Павел Корчагин («Павел Корчагин», 1956) закрепила за ним амплуа героико-романтического плана.
В 1957 году окончил Театральное училище имени Б.В.Щукина (курс Ц.Л.Мансуровой). С 1957 года и по сей день – артист Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Первой работой в театре тоже был герой – юный, мечтательный, отдавший жизнь за Родину политрук Бакланов («Вечная слава» Б.В.Рымаря, 1958). С тех пор тема героизма, борьбы, осознанного мужества, жизни на пределе возможности, стала для артиста одной из ведущих в его творчестве.
Лучшие из таких работ – Огнев («Фронт» А.Е.Корнейчука, 1975), сыгранный актёром с неистовым темпераментом ответственного, идущего на конфликт с «горловщиной», человека нового поколения, решительно ломающего старые методы руководства армией, и председатель колхоза Сагадеев («Тринадцатый председатель» А.Х.Абдуллина, 1979) – образец высокой гражданственной, истинной боли за жизнь людей. Актёра привлекала неординарность характера персонажа, которого судят за то, что он проводит экономический эксперимент для улучшения жизни односельчан.
Актёр любит и умеет вести разговор от лица своего поколения, его привлекают образы большой нравственной силы, характеры крупные: Алексей («Алексей Бережной» Е.Р.Симонова, 1962), Гермин («Ливень» Л.Войтехова, 1964), Мансур («Женщина за зелёной дверью» Р.М.Ибрагимбекова, 1973), – всё это люди открытой позиции, активно устремлённые к высокой жизненной цели.
В.С.Лановой обладает способностью возвышать свои персонажи, придавать им черты привлекательности. В этом смысле его Протасов («Дети солнца» М.Горького, 1968) не никчёмный фантазёр и рефлексирующий интеллигент, а мечтатель, творец, углублённый в свою науку, а Дон Гуан («Каменный гость» А.С.Пушкина, 1963) не роковой обольститель, а натура щедро одарённая, влюблённая в жизнь, ненавидящая лицемерие и скуку и бросающая им дерзкий вызов.
В.С.Лановой – артист разноплановый, и, несмотря на тягу к романтическому, любит играть характерные роли. Ему свойственен такой сценический ход, при котором он, как бы видя персонаж со стороны, подсмеивается над ним. Его Калаф («Принцесса Турандот» К.Гоцци, 1963), хоть и прекрасный герой, готовый идти на смерть ради обладания Турандот, окрашен мягким юмором, отчего делается обаятельнее, ближе.
В этом ряду надо отметить и озорного, проказливого Ковьеля («Мещанин во дворянстве» Мольера, 1969), и бравого капитана Роланда («Девушка-гусар» Ф.А.Кони, 1980), и пожилого чудака Ланглуа («Убийство на улице Лурсин» Э.Лабиша, 1990), и эксцентричного Маркиза Па-де-Труа («Золушка» Е.Л.Щварца, 1966), причём, учитывая, что все эти спектакли музыкальные, актёр проявляет незаурядные способности в искусстве водевиля, прекрасно двигается, поёт.
В тоже время он может жёстко выявить в своих работах черты властолюбия, бессердечности, расчётливости. Среди немногочисленных его отрицательных ролей выделяются статуарно-холодный, несущий гибель красавец Октавий Цезарь («Антоний и Клеопатра» У.Шекспира, 1971), коварный Зильбербрандт («Господа Глембаи» М.Крлежи, 1975) и самоуверенно играющий с жизнью Анатоль Курагин (фильм «Война и мир», 1966).
Из последних значительных работ в театре – жёсткий, фанатично преданный идее революции Троцкий («Брестский мир» М.Ф.Шатрова, 1987), ироничный, тонкий, умный «король парадокса» Бернард Шоу («Милый лжец» Д.Килти, 1994) и раздираемый любовью к власти и любовью к женщине король Генри II («Лев зимой» Д.Голдмена, 1997). Всего в театре сыграл более 60 ролей.
Широко известен и любим зрителем по кинематографу. Кроме вышеназванных киноролей незабываемы его эталон романтического героя капитан Грей («Алые паруса», 1961), прагматичный, но не лишённый обаяния Тулин («Иду на грозу», 1965), страдающий от социальных предрассудков и любящий Вронский («Анна Каренина», 1967), благородный, верный долгу и чести офицера Иван Варавва («Офицеры», 1971) и многие другие, созданные В.С.Лановым образы, раскрывают многообразие характеров и широкие творческие возможности актёра. Всего снялся более чем в 80 фильмах и сериалах.
Признанный мастер художественной декламации с обширным классическим репертуаром. Педагог, профессор. С 1985 года – преподаватель кафедры, а с 1995 года – заведующий кафедрой сценической речи Театрального института имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. Продолжая традиции заложенные учителями, он заботится о сохранении рабочей, творческой атмосферы, бережно относится к индивидуальности педагогов, внимательно следит за развитием и профессиональным ростом студентов.
В.С.Лановой занимается общественной деятельностью, а также патриотической работой. Председатель межрегионального общественного фонда содействия сохранению и развитию патриотических и культурных традиций «Армия и культура» (с 1995), член Общественной палаты РФ (2008-2010), член Общественного совета при Министерстве обороны РФ, член Общественного совета при Следственном комитете РФ.